Педагогическим работникам

Методические рекомендации

Сегодня, благодаря доступности мобильных устройств и интернета, информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во  все сферы жизни современного человека. Для детей и молодежи «серфинг» во всемирной паутине стал неотъемлемой частью времяпрепровождения. В связи с этим актуальными вопросами была и остается информационная безопасность, медиаграмотность.

Информация в интернет среде, предназначенная для детей и подростков, должна быть релевантной возрасту ребенка и безопасной. Библиотеки, являясь учреждениями культуры и предоставляя доступ к интернету в электронных читальных залах, выступают проводником в мире электронной информации. Если родители не объяснили правила пользования интернетом, работники библиотек знакомят детей и подростков с правилами информационной безопасности на массовых мероприятиях, библиотечных уроках и днях информации, устных консультациях и на занятиях в школе компьютерной грамотности. Помимо этого, в библиотеках разрабатываются памятки, плакаты по безопасному интернету и грамотному поиску информации, составляются списки рекомендуемых сайтов для детей. Надеемся, что предлагаемые материалы будут полезны работникам электронного читального зала, родителям и всем желающим сделать пребывание в виртуальной среде безопасным.

​       ИНТЕРНЕТ-УГРОЗЫ

1. Угроза заражения вредоносным программным обеспечением. Самые распространённые пути: через электронную почту, внешние накопители информации или путем скачивания файлов из интернета.

2. Доступ к нежелательному содержимому: материалам, содержащим насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ.

3. Контакты со злоумышленниками.

4. Неконтролируемые покупки.

5. Формирование зависимости от компьютера, агрессивного поведения.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ ИНТЕРНЕТ-УГРОЗ

1. Административные (нормативно-правовые) меры обеспечивает государство посредством создания/изменения законопроектов.

2. Воспитание и обучение пользователей эффективной работе с информацией.

3. Обучение ребенка работе в сети Интернет родителями и педагогами.

4. Использование современных технологических решений в области повышения эффективности использования Интернет (использование специального программного обеспечения, контент-фильтра).

Контент-фильтр – это программное обеспечение, предназначенное для управления доступностью содержимого читателям, в частности для фильтрации доступных через Интернет или электронную почту ресурсов.

Ограничения могут устанавливаться на разных уровнях: государственная программа для блокировки во всей стране, блокировка интернет-провайдерами для пользователей, блокировка работодателями для работников, школы для учеников и студентов, библиотеки для её пользователей, родителей для детей, или просто самофильтрация человека для себя.

В муниципальных библиотеках города Краснодара используется фильтр ChildWebGuardian PRO. Эта программа проверяет содержимое каждой веб-страницы, которую просматривает ребенок и, если будет обнаружено какое-либо непристойное содержимое (порнография, насилие, ругательства, экстремистские материалы), то ChildWebGuardian PRO заблокирует доступ к этому сайту. Программа также автоматически подсчитывает время,  проведенное ребенком за компьютером и выключает компьютер при превышении допустимого лимита. Администратор (библиотекари, родители, пользователи) может установить  расписание для использования компьютера,  в том числе для каждого ребенка в отдельности, например: «можно только после 16:00», «по выходным можно с 11:00 до 20:00, но не больше 3 часов в день», «не более 15 часов в неделю», «не более 1 часа за раз, с перерывом 2 часа» и т.п. При превышении допустимого времени, компьютер автоматически отключается.

Среди других программ: «родительский контроль» в настройках работы антивирусов, FinFisher, Green Dam Youth Escort, K9 Web Protection, KinderGate, Microsoft Family Safety, Microsoft Forefront Threat Management Gateway, Net Nanny, Naomi Internet Filter, Netspark LTD, Интернет Цензор и другие.

​ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОМУ ИНТЕРНЕТУ

НЕЛЬЗЯ

Сообщать свою частную информацию посторонним лицам (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, фотографии себя, друзей, родителей).

Менять настройки антивируса и открывать сайты, которые заблокированы.

Сохранять и открывать подозрительные файлы, в том числе отправленные через электронную почту.

Рассылать спам, «информационную грязь», «письма счастья».

Грубить, придираться, оказывать давление, вести себя невежливо и агрессивно, заниматься «троллингом», это может нанести вред тебе или твоим близким.

Не проверив сайт, отправлять деньги, расплачиваясь за покупки.

Встречаться с Интернет-знакомыми в реальной жизни (особенно детям): за псевдонимом в интернете может скрываться злоумышленник.

ОСТОРОЖНО

Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям  (опекунам). Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха  или посоветуйся со старшими.

Незаконное копирование файлов в Интернете запрещено (пользуйся ссылками).

Открыл что-то угрожающее — не бойся позвать на помощь.

МОЖНО

Ответственно относиться к логину и паролю.

Использовать «ник» (выдуманное имя) в переписке и переговорах.

Уважать другого пользователя.

Получив оскорбительное сообщение, прекратить общение.

При копировании информации из Интернета, делать ссылку на него.

Познакомился в сети и хочешь встретиться – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

Открывай только те ссылки, в которых уверен.

Интернетом лучше всего пользоваться, когда поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет, и как себя вести в сети.

Компьютер в библиотеке предназначен для образовательных программ и игр, помощи  в учебе и чтения интересных книг.

​БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03):

Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.

Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.

Нормы времени нахождения детей за компьютером:

• Первоклассники – 10 минут.

• Ученики 2-5-х классов – 15 минут;

• 6–7-го – 20 минут;

• 8–9-го – 25 минут;

• 10–11-го в течение дня разрешается сидеть за компьютером не больше полутора часов.

После 15-20 минут работы за компьютером ребенок должен делать специальную зарядку для глаз.

Актуальная информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)

1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

Рекомендации по безопасному использованию сети Интернет 

Лига безопасного Интернета (смотреть)

Федеральная программа безопасного детского Интернета "Гогуль" (смотреть)

Изучи Интернет - управляй им (смотреть)

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie