Педагогическим работникам
Методические рекомендации
Сегодня, благодаря доступности мобильных устройств и интернета, информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы жизни современного человека. Для детей и молодежи «серфинг» во всемирной паутине стал неотъемлемой частью времяпрепровождения. В связи с этим актуальными вопросами была и остается информационная безопасность, медиаграмотность.
Информация в интернет среде, предназначенная для детей и подростков, должна быть релевантной возрасту ребенка и безопасной. Библиотеки, являясь учреждениями культуры и предоставляя доступ к интернету в электронных читальных залах, выступают проводником в мире электронной информации. Если родители не объяснили правила пользования интернетом, работники библиотек знакомят детей и подростков с правилами информационной безопасности на массовых мероприятиях, библиотечных уроках и днях информации, устных консультациях и на занятиях в школе компьютерной грамотности. Помимо этого, в библиотеках разрабатываются памятки, плакаты по безопасному интернету и грамотному поиску информации, составляются списки рекомендуемых сайтов для детей. Надеемся, что предлагаемые материалы будут полезны работникам электронного читального зала, родителям и всем желающим сделать пребывание в виртуальной среде безопасным.
ИНТЕРНЕТ-УГРОЗЫ
1. Угроза заражения вредоносным программным обеспечением. Самые распространённые пути: через электронную почту, внешние накопители информации или путем скачивания файлов из интернета.
2. Доступ к нежелательному содержимому: материалам, содержащим насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ.
3. Контакты со злоумышленниками.
4. Неконтролируемые покупки.
5. Формирование зависимости от компьютера, агрессивного поведения.
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ ИНТЕРНЕТ-УГРОЗ
1. Административные (нормативно-правовые) меры обеспечивает государство посредством создания/изменения законопроектов.
2. Воспитание и обучение пользователей эффективной работе с информацией.
3. Обучение ребенка работе в сети Интернет родителями и педагогами.
4. Использование современных технологических решений в области повышения эффективности использования Интернет (использование специального программного обеспечения, контент-фильтра).
Контент-фильтр – это программное обеспечение, предназначенное для управления доступностью содержимого читателям, в частности для фильтрации доступных через Интернет или электронную почту ресурсов.
Ограничения могут устанавливаться на разных уровнях: государственная программа для блокировки во всей стране, блокировка интернет-провайдерами для пользователей, блокировка работодателями для работников, школы для учеников и студентов, библиотеки для её пользователей, родителей для детей, или просто самофильтрация человека для себя.
В муниципальных библиотеках города Краснодара используется фильтр ChildWebGuardian PRO. Эта программа проверяет содержимое каждой веб-страницы, которую просматривает ребенок и, если будет обнаружено какое-либо непристойное содержимое (порнография, насилие, ругательства, экстремистские материалы), то ChildWebGuardian PRO заблокирует доступ к этому сайту. Программа также автоматически подсчитывает время, проведенное ребенком за компьютером и выключает компьютер при превышении допустимого лимита. Администратор (библиотекари, родители, пользователи) может установить расписание для использования компьютера, в том числе для каждого ребенка в отдельности, например: «можно только после 16:00», «по выходным можно с 11:00 до 20:00, но не больше 3 часов в день», «не более 15 часов в неделю», «не более 1 часа за раз, с перерывом 2 часа» и т.п. При превышении допустимого времени, компьютер автоматически отключается.
Среди других программ: «родительский контроль» в настройках работы антивирусов, FinFisher, Green Dam Youth Escort, K9 Web Protection, KinderGate, Microsoft Family Safety, Microsoft Forefront Threat Management Gateway, Net Nanny, Naomi Internet Filter, Netspark LTD, Интернет Цензор и другие.
ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОМУ ИНТЕРНЕТУ
НЕЛЬЗЯ
Сообщать свою частную информацию посторонним лицам (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, фотографии себя, друзей, родителей).
Менять настройки антивируса и открывать сайты, которые заблокированы.
Сохранять и открывать подозрительные файлы, в том числе отправленные через электронную почту.
Рассылать спам, «информационную грязь», «письма счастья».
Грубить, придираться, оказывать давление, вести себя невежливо и агрессивно, заниматься «троллингом», это может нанести вред тебе или твоим близким.
Не проверив сайт, отправлять деньги, расплачиваясь за покупки.
Встречаться с Интернет-знакомыми в реальной жизни (особенно детям): за псевдонимом в интернете может скрываться злоумышленник.
ОСТОРОЖНО
Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям (опекунам). Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха или посоветуйся со старшими.
Незаконное копирование файлов в Интернете запрещено (пользуйся ссылками).
Открыл что-то угрожающее — не бойся позвать на помощь.
МОЖНО
Ответственно относиться к логину и паролю.
Использовать «ник» (выдуманное имя) в переписке и переговорах.
Уважать другого пользователя.
Получив оскорбительное сообщение, прекратить общение.
При копировании информации из Интернета, делать ссылку на него.
Познакомился в сети и хочешь встретиться – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
Открывай только те ссылки, в которых уверен.
Интернетом лучше всего пользоваться, когда поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет, и как себя вести в сети.
Компьютер в библиотеке предназначен для образовательных программ и игр, помощи в учебе и чтения интересных книг.
БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
Требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03):
Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.
Нормы времени нахождения детей за компьютером:
• Первоклассники – 10 минут.
• Ученики 2-5-х классов – 15 минут;
• 6–7-го – 20 минут;
• 8–9-го – 25 минут;
• 10–11-го в течение дня разрешается сидеть за компьютером не больше полутора часов.
После 15-20 минут работы за компьютером ребенок должен делать специальную зарядку для глаз.
Актуальная информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Рекомендации по безопасному использованию сети Интернет
Лига безопасного Интернета (смотреть)
Федеральная программа безопасного детского Интернета "Гогуль" (смотреть)
Изучи Интернет - управляй им (смотреть)